Кодекс этики и служебного поведения работников

  1. Общие положения

1.1. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников  (далее – Кодекс) муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад № 40 комбинированного вида» (далее – Учреждение) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», письмом Министерства образования и науки от 6 февраля 2014г. № 09-148 «О направлении материалов Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»; модельным кодексом профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Федеральным законом «О противодействии коррупции»  №  273-ФЗ от 25.12.2008г., иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться работникам Учреждения, независимо от занимаемой ими должности.

1.3. Гражданин Российской Федерации, принимаемый на работу в Учреждение, знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей трудовой деятельности.

1.4. Каждый работник Учреждения должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от работника Учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

1.5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения работников Учреждения для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, содействие укреплению авторитета и доверия граждан к коллективу Учреждения в целом. Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками своих должностных обязанностей и обеспечить единые нормы поведения работников.

1.6. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере образования, выступает как институт общественного сознания и нравственности работников Учреждения, их самоконтроля.

1.7. Знание и соблюдение работником Учреждения положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

  1. Основные обязанности, принципы и этические правила служебного поведения работников

2.1. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан:

  • добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу Учреждения (в том числе к имуществу третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю Учреждения о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности

имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

2.2. Основные принципы служебного поведения работников являются основой поведения граждан в связи с нахождением их в трудовых отношениях с  Учреждением.

2.3. Работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности Учреждения;
  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, не допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
  • обеспечивать эффективную работу Учреждения;
  • осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности Учреждения;
  • при исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с воспитанниками, родителями (законными представителями ребенка), коллегами по работе, должностными лицами и другими гражданами;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессионному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету, репутации работника и репутации Учреждения в целом;
  • не создавать условия для получения надлежащей выгоды, пользуясь своим служебным положением;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Учреждения, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности работника;
  • соблюдать установленные в Учреждение правила предоставления служебной информации и публичных выступлений;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Учреждения;
  • постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности работника Учреждения;
  • не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
  • заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей;
  • противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством, проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционно опасного поведения (коррупционно опасным поведением применительно к настоящему Кодексу считается такое действие или бездействие работника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются работником, незаконно использующим своё служебное положение).
  • При выполнении должностных обязанностей работники не допускают:
  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
  • физического и (или) психологического насилия;
  • разглашения сведений о личной жизни всех участников образовательных отношений;
  • нарушения требований Устава, иных локальных нормативных актов;
  • в помещении и на территории Учреждения курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ (п.7. ст.41 ФЗ «Об образовании в РФ»);
  • пропаганду собственных политических или религиозных убеждений, проведение политической или иную агитацию.

2.5. В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства своего доброго имени.

2.6. Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

2.7. Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с детьми, родителями (законными представителями ребенка), коллегами и другими гражданами.

2.8. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для работника законодательством Российской Федерации.

2.9. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

2.10. В целях противодействия коррупции работнику Учреждения рекомендуется:

  • вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;
  • избегать ситуаций, провоцирующих причинение вреда его деловой репутации, авторитету работника Учреждения;
  • доложить об обстоятельствах конфликта (неопределённости) руководителю Учреждения;
  • обратиться в комиссию по трудовым спорам и профессиональной этике Учреждения в случае, если руководитель не может разрешить проблему,  либо сам вовлечён в ситуацию этического конфликта или этической неопределённости.

2.11. Работник   Учреждения может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственных учреждениях РФ  норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.12. Работник обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

2.13. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен стремиться быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в организации либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

2.14. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиям по отношению к другим работникам, призван:

  • принимать меры по предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему работники не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
  • не допускать случаев принуждения работников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций;
  • по возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
  1. Этические правила поведения работников при взаимодействии с коллегами

3.1. Работники в процессе сотрудничества с коллегами обязаны поддерживать атмосферу коллегиальности, профессионального общения,  психологического комфорта.

3.2. В процессе взаимодействия с коллегами работники обязаны воздерживаться от:

  • пренебрежительных отзывов о работе других работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
  • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
  • предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
  • обсуждения их недостатков и личной жизни;
  • поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, которые могли бы нанести ущерб их репутации или авторитету Учреждения.

3.3. Работникам рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию. В случае конфликтного поведения со стороны коллеги необходимо применять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок разрешения  вопроса.

  1. Внешний вид работника

4.1. Внешний вид работника при выполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению к работникам Учреждения дошкольного образования, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, умеренность, аккуратность и опрятность.

4.2.  Работник должен соблюдать правила личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными).

4.3. Требования к внешнему виду работников:

  • одежда и обувь чистая, ухоженная;
  • одежда удобная, комфортная для работы с детьми, мягких тонов (нежелательны яркие, ядовитые, кричащие цвета);
  • юбка не выше 8 см от колена;
  • обувь удобная на невысоком каблуке с пяткой;
  • неброский макияж, аккуратная прическа;
  • чулки и колготки телесного или черного цвета, предпочтительно ношение колгот или чулок в течение всего года;
  • в гардеробе недопустимы предметы, которые могут поранить ребенка: пряжки, булавки, какие-то острые украшения;
  • на физкультурных занятиях и других спортивных мероприятиях придерживаться в одежде спортивного стиля.

4.4. Запрещается использовать для ношения работникам в рабочее время  следующие варианты одежды и обуви:

  • мини-юбки;
  • слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины;
  • сильно облегающие фигуру вещи (блузки, юбки, трикотажные брюки и бриджи без туники и др.);
  • пляжная одежда и обувь (шлепанцы и тапочки);
  • сильно декольтированные платья и блузки;
  • одежда с выраженной негативной символикой;
  • туфли на высоком каблуке;
  • одежда для активного отдыха (шорты, майки), для педагогических работников спортивная одежда и обувь (спортивный костюм или его детали) в помещении дошкольного учреждения.

4.5. Педагогический работник должен являться образцом для всех участников образовательных отношений. Родителю, который привел ребенка утром в детский сад, должно быть приятно, видеть перед собой педагогического работника, даже внешний вид которого показывает готовность к работе с детьми.

  1. Этические правила поведения для педагогических работников
  • Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально — психологического климата для эффективной работы.
  • Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
  • Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими должностных обязанностей призваны (с учетом  п.2.3.):
  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
  • уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
  • развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
  • При выполнении должностных обязанностей педагогические работники не допускают (с учетом п. 2.4.):
  • поспешности в принятии решений, пренебрежение правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;
  • передачи персональных данных всех участников образовательных отношений третьей стороне без письменного разрешения;
  • обсуждения на родительском собрании, в индивидуальных беседах с третьими лицами воспитанников и особенностей их развития;
  • сбора с родителей (законных представителей) денежных средств, кроме средств, необходимых для проведения экскурсий, занятий в организациях культуры и спорта, просмотров спектаклей;
  • создание ситуаций, приводящих к конфликту интересов всех участников образовательных отношений;
  • следующие антипедагогические высказывания: «я не буду работать с этой группой», «я не хочу, чтобы этот ребенок был в моей группе», «я не хочу общаться с этим родителем» т.к. жизненный и педагогический  опыт, квалификация и профессиональная этика обязывают педагогических работников работать с любыми  детьми и общаться с их родителями (законными представителями).
  • систематического и длительного пользования мобильным телефоном во время проведения непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, прогулки и других мероприятий в Учреждении (во время занятий с детьми, совещаний, педсоветов, собраний, праздников, сна детей звук мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим).
  • Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников обязаны соблюдать следующие правила:
  • начинать общение с приветствия;
  • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание осуществлять позитивное, конструктивное сотрудничество;
  • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  • выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
  • высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения, не перебивая говорящего, повторять и разъяснять смысл сказанного, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных нормативных актов по обсуждаемому вопросу;
  • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий и компетенций сообщить координаты уполномоченного и компетентного лица);
  • соблюдать коммуникативную культуру и деловой этикет;
  • осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию основной общеобразовательной программы Учреждения.
  • В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников педагогические работники не должны:
  • перебивать их в грубой форме;
  • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
  • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
  • переносить свое отношение к родителями (законным представителям) на оценку личности и достижений  детей;
  • требовать от родителей (законных представителей) каких-либо личных услуг, одолжений;
  • допускать поведения, приводящего к необоснованным конфликтам во взаимоотношениях;
  • допускать критики правильности действий и поведения своих коллег в присутствии воспитанников и их родителей (законных представителей), а также в социальных сетях;
  • поступаться профессиональным долгом ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений;
  • лично осуществлять сбор наличных денежных средств в виде целевых взносов и добровольных пожертвований.
  • В процессе сотрудничества с родителями прилагать все усилия, для привлечения родителей (законных представителей) активно участвовать в воспитании и образовании ребенка.
  • В случае обращения родителей (законных представителей) воспитанников к педагогическому работнику с проблемами вопросами педагогический работник обязан помнить, что от того, как их встретит и выслушает родителей (законных представителей), какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе Учреждения в целом.
  • В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя), воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
  1. Этические правила поведения педагогических работников при взаимодействии с воспитанниками:
  • Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками обязаны:
  • уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности;
  • уважать честь и достоинство воспитанников;
  • выбирать подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
  • быть для воспитанников положительным примером;
  • проявлять беспристрастность, доброжелательность и благосклонность ко всем воспитанникам;
  • стремиться при оценке достижений воспитанников к объективности и справедливости;
  • проявлять толерантность;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • не допускать физического и (или) психологического насилия;
  • учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Антикоррупционное поведение заведующего Учреждения
  • Коррупционно опасное поведение руководителя является злостным видом аморального поведения, дискредитирующим звание руководителя образовательного учреждения.
  • Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в:
  • глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств для назначения на должности руководящего работников Учреждения, учёте соблюдения ими профессионально-этических правил и норм;
  • изучении с заместителями, специалистами Учреждения нравственных основ, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;
  • воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты работников Учреждения;
  • предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределённости, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.
  • Заведующий Учреждением  обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Отношение работников к подаркам и иным знаком внимания
  • Получение или вручение работниками Учреждения  подарков, вознаграждений, призов, а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее – подарков), за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.
  • Принимая или вручая подарок, стоимость которого превышает предел, установленный действующим законодательством Российской Федерации, работник Учреждения попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
  • Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов.
  • Работник  может принимать или вручать подарки, если:
  • это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто;
  • ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии;
  • стоимость принимаемых (вручаемых) подарков не превышает предела, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
  • Получение или вручение подарков в связи с выполнением профессиональных обязанностей возможно, если это является официальным признанием личных профессиональных достижений работника  Учреждения.
  • Работнику  Учреждения не следует:
  • создавать предпосылки для возникновения ситуации провокационного характера для получения подарка;
  • принимать подарки для себя, своей семьи, родственников, а также для лиц организаций, с которыми работник имеет или имел отношения, если это может повлиять на его беспристрастность;
  • передавать подарки другим лицам, если это не связано с выполнением его служебных обязанностей;
  • выступать посредником при передаче подарков в личных корыстных интересах.
  • Работникам Учреждения  запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения).
  1. Защита интересов работников Учреждения
  • Работник Учреждения, добросовестно выполняя профессиональные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на дискредитирование деятельности работника Учреждения.
  • Защита работника  от противоправных действий дискредитирующего характера является моральным долгом руководства Учреждения.
  • Руководителю Учреждения надлежит поддерживать и защищать работника  в случае его необоснованного обвинения.
  • Работник в случае ложного обвинения его в коррупции или иных противоправных действиях имеет право опровергнуть эти обвинения, в том числе в судебном порядке.
  • Работник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и порочит честь Учреждения.
  1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

10.1. Нарушение работниками Учреждения положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии Учреждения по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к работнику  Учреждения мер юридической ответственности.

10.2. Соблюдение работниками Учреждения положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.