Нарушения произношения гласных звуков

Нарушения произношения гласных звуков

и их  влияние на письменную речь

     То, что детская речь по своему звуковому составу  отличается от речи взрослого неправильностями и неточностями, исследователи объясняют «моторными причинами» (А. И. Гвоздев), т. е. несовершенством детской артикуляции. Даже незначительное искажение речевого звука во время произношения приводит к тому, что ребёнок, понимая смысл произнесённого слова, искажает звуковой код.

Дефект произношения согласных обращает на себя внимание взрослых ещё до начала обучения ребёнка в школе. Нарушение артикуляции гласных звуков менее заметно для окружающих, но именно при искажении гласных он испытывает трудности в письменно-речевой деятельности. Первоклассники при записи слов пропускают гласные буквы, заменяют одну гласную букву на другую.  Практика показывает, что наибольшее количество допущенных ошибок в диктанте связано с гласными. Кроме того, недостаточная артикуляция гласных звуков замедляет или нарушает технику чтения.

Как правило, у младших дошкольников наблюдаются следующие нарушения произношения гласных звуков: — нарушения в произношении звуков [А] и [О]; —  нарушения  в произношении гласных [Э] или [И]; — отсутствие звуков [Э] и [Ы]; — нарушения чувственного восприятия звуков (как гласных, так и согласных) по многим показателям вследствие нарушения тонуса лицевых мышц (например, статичное напряжение губ, застывших в улыбке – при гипертонусе; или постоянно открытый рот (или приоткрытый) при гипотонусе окологубных мышц).

Психофизический механизм восприятия звуков таков:

      При произношении звуков в головной мозг поступают нервные импульсы от мышц – артикуляторов, при этом одни из них сильнее. При произнесении гласных главными являются лицевые (окологубные) мышцы, а при произношении согласных – мышцы языка. И. М Сеченов писал, что гласные звуки – есть не что иное, как тона и полутона, выстроенные в определённой последовательности. Отсюда следует, что во время произношения звуков необходимо чётко улавливать все оттенки полутонов, которые складываясь, образуют тот или иной гласный звук. Это возможно только в том случае, если мышцы губ будут двигаться в определённом направлении, образуя в сознании  ребёнка ту последовательность тонов и полутонов, которая необходима для перекодировки данного звука.

Дети, имеющие артикуляционные неточности, неспособны уловить всю последовательность в фонеме, так как у них расстраивается восприятие отдельных тонов. Воспринятые тона смешиваются в их сознании, и ребёнок впоследствии выбирает ошибочную букву.

Сложность восприятия артикуляции гласных связана не только с определённым положением мышц артикуляции, но и с речевым дыханием. У многих детей дошкольного возраста нарушена иннервация движений мышц губ (передача нервных импульсов к головному мозгу), статичность окологубных мышц (неподвижность), у некоторых отмечается слабая чистота произносимых звуков (гнусавость) и ярко выраженный гипотонус окологубных мышц (пониженный тонус).

Работу по произношению гласных звуков русского языка можно и нужно проводить с дошкольниками  3 – 4 лет.

Регулярное проведение артикуляционной гимнастики гласных звуков и упражнений на развитие силы речевого выдоха у дошкольников способствуют развитию произвольных движений при артикуляции гласных звуков, уменьшению гнусавости, активизации окологубных мышц, улучшению дикции.

Правильная артикуляция гласных звуков

Положение языка Положение губ Направление движения губ Произносится звук
Язык распластан у нижних зубов В улыбке; верхняя губа открывает зубы; нижняя челюсть опускается вниз.     вниз [А]
В улыбке; нижняя челюсть опускается вниз.     вниз [Э]
Выдвинуты вперёд, округлены («Колечко»)        вперёд [О]
Выдвинуты вперёд, положение «Трубочка»        вперёд [У]
В улыбке; зубы разжаты; скуловая мышца напряжена        назад [Ы]
В улыбке; подбородочная мышца напряжена        назад [И]