Нарушения произношения гласных звуков
Нарушения произношения гласных звуков и их влияние на письменную речь То, что детская речь по своему звуковому составу отличается от речи взрослого неправильностями и неточностями, исследователи объясняют «моторными причинами» (А. И. Гвоздев), т. е. несовершенством детской артикуляции. Даже незначительное искажение речевого звука во время произношения приводит к тому, что ребёнок, понимая смысл произнесённого слова, искажает звуковой код. Дефект произношения согласных обращает на себя внимание взрослых ещё до начала обучения ребёнка в школе. Нарушение артикуляции гласных звуков менее заметно для окружающих, но именно при искажении гласных он испытывает трудности в письменно-речевой деятельности. Первоклассники при записи слов пропускают гласные буквы, заменяют одну гласную букву на другую. Практика показывает, что наибольшее количество допущенных ошибок в диктанте связано с гласными. Кроме того, недостаточная артикуляция гласных звуков замедляет или нарушает технику чтения. Как правило, у младших дошкольников наблюдаются следующие нарушения произношения гласных звуков: — нарушения в произношении звуков [А] и [О]; — нарушения в произношении гласных [Э] или [И]; — отсутствие звуков [Э] и [Ы]; — нарушения чувственного восприятия звуков (как гласных, так и согласных) по многим показателям вследствие нарушения тонуса лицевых мышц (например, статичное напряжение губ, застывших в улыбке – при гипертонусе; или постоянно открытый рот (или приоткрытый) при гипотонусе окологубных мышц). Психофизический механизм восприятия звуков таков: При произношении звуков в головной мозг поступают нервные импульсы от мышц – артикуляторов, при этом одни из них сильнее. При произнесении гласных главными являются лицевые (окологубные) мышцы, а при произношении согласных – мышцы языка. И. М Сеченов писал, что гласные звуки – есть не что иное, как тона и полутона, выстроенные в определённой последовательности. Отсюда следует, что во время произношения звуков необходимо чётко улавливать все оттенки полутонов, которые складываясь, образуют тот или иной гласный звук. Это возможно только в том случае, если мышцы губ будут двигаться в определённом направлении, образуя в сознании ребёнка ту последовательность тонов и полутонов, которая необходима для перекодировки данного звука. Дети, имеющие артикуляционные неточности, неспособны уловить всю последовательность в фонеме, так как у них расстраивается восприятие отдельных тонов. Воспринятые тона смешиваются в их сознании, и ребёнок впоследствии выбирает ошибочную букву. Сложность восприятия артикуляции гласных связана не только с определённым положением мышц артикуляции, но и с речевым дыханием. У многих детей дошкольного возраста нарушена иннервация движений мышц губ (передача нервных импульсов к головному мозгу), статичность окологубных мышц (неподвижность), у некоторых отмечается слабая чистота произносимых звуков (гнусавость) и ярко выраженный гипотонус окологубных мышц (пониженный тонус). Работу по произношению гласных звуков русского языка можно и нужно проводить с дошкольниками 3 – 4 лет. Регулярное проведение артикуляционной гимнастики гласных звуков и упражнений на развитие силы речевого выдоха у дошкольников способствуют развитию произвольных движений при артикуляции гласных звуков, уменьшению гнусавости, активизации окологубных мышц, улучшению дикции. Правильная артикуляция гласных звуков
|