Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики и ручного праксиса 

    Уровень развития мелкой моторики рук является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
     В дошкольном возрасте необходимо создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Способность выполнять движения с предметами развивается к старшему дошкольному возрасту, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
    Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Развитие мелкой моторики пальцев стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев руки, активизируя мышечную мускулатуру кисти, можно повысить чувствительность оральной области.
     Развитию мелкой моторики способствуют:
 Самомассаж карандашом, грецким орехом,
мячами – су-джок;
 Складывание мозаики и пазлов;
 Пальчиковые бассейны;
 Игры с прищепками;
 Шнуровки;
 Счётные палочки;
 Нанизывание пуговиц или бус;
 Конструкторы и др.

                                                                    Шнурки, шнуровки
      Шнуровка – идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти ребёнка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Всё это создаёт оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму. Шнурование как процесс вызывает естественный интерес у дошкольника, и поэтому оно — незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений.
    Шнуровки представляют собой плоские деревянные фигурки в виде насекомых, рыб и других предметов. На каждой из фигур имеются до двух десятков отверстий – дырочек, в которые можно протянуть шнурок, ленту, тесьму или шпагат. Задания для ребёнка могут быть различными: протянуть шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контуру, протянуть шнурок в каждое из отверстий через край трафарета, пришнуровать фигурки друг к другу.
     Для детей старшего возраста существуют сюжетные шнуровки, они бывают разной степени сложности. В сложных шнуровках у каждой из деталей есть своё место на фигурке. Ребёнку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на трафарете и на пришнуровываемой детали. Детали не должны мешать друг другу.
Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ёжику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверёк собирал себе плоды на обед.

                                                                              Мозаика
    Основная идея мозаики как пособия заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. Чтобы сложить целое изображение, ребёнок должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость.
    Сегодня существует много разновидностей мозаики для детей: с крупными фигурными фишками, плосткостные, магнитные.
Популярны магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Преимущество такой мозаики – отсутствие сложных креплений. Благодаря чему фишки легко переставлять, рисунок хорошо фиксируется. Кроме того, детям интересно физическое явление магнита, они с удовольствием экспериментируют с ним.
   С 3 лет рекомендуется использовать классическую гвоздиковую мозаику. Она обязательно имеет поле, на котором строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок.
   Детали тетрис — мозаики бывают довольно мелкими. При составлении изображения получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем, что при работе с тетрис-мозаиками требуется уже достаточна хорошо развитая мелкая моторика рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей старше 5 лет.
В термомозаике созданный рисунок проглаживается горячим утюгом, детали слипаются между собой.

                                                               Прививаем детям культуру чтения
     «Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого Благородства к сокровенным уголкам детской души», — писал В. А. Сухомлинский.
     Культуру чтения необходимо прививать детям с детства, читая перед сном сказки или рассказы.
    Открывая книгу, вы открываете ребёнку новый мир прекрасного, развиваете культуру чтения. Пусть в вашем доме будет много добрых книг. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них. Конечно, телевизор, компьютер, к которому рано приучаются дети, — и от этого никуда не деться. Но нельзя забывать, что усвоение языковой нормы происходит через книгу.
   В. Г. Белинский утверждал, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека.
 Современные условия побуждают семью и родителей использовать новые способы общения с ребёнком, использовать новые ресурсы воспитания, но воспитание и обучение ребёнка посредством литературных примеров с использованием сказок, рассказов для детей остаётся традиционным и на сегодняшний день.
Хорошо если дошкольнику выписывают детский журнал. Регулярное чтение и просматривание детских изданий воспитывает у ребёнка интерес и потребность в чтении.
   Вот несколько советов, как выбрать хорошую литературу. Художественные произведения для детей должны соответствовать их возрасту. Прежде чем порекомендовать книгу ребёнку, просмотрите её сами. Обратите внимание, на качество иллюстраций, каким языком написана книга.
   При чтении объясните значение непонятных трудных для малыша слов. Когда прочитаете книгу, вместе обсудите её сюжет. Это учит детей усваивать материал и составлять собственное мнение о нём.
Не прерывайте ребёнка, если вам кажется, что он не прав. Приводите его к верным выводам, задавая наводящие вопросы. Пусть почувствует победу собственного мышления. Благоприятно это отразится на развитии связной речи, умении рассказывать.
    Побуждайте детей узнавать новое из книг: «Что ты сегодня любопытного узнал из книги? Что тебя удивило? Кто из героев огорчил?» И дети с энтузиазмом поделятся литературными находками.

                                                                       Пожужжим и пошуршим
   Иногда к логопеду приходит мама с ребёнком и жалуется на то, что ребёнок многие звуки произносит неправильно. При обследовании оказывается, что произношение изолированных звуков у него чистое, но в разговорной речи наблюдается смешение или замена одного звука на другой. В этом случае, скорее всего, у ребёнка недостаточно развит фонематический слух.
    Фонематический слух – это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые нами слова. Их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные сочетания фонем (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.
    Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5 – 7 годам. Определить уровень развития фонематического слуха можно, предложив ребёнку поиграть в следующие игры. (Во время игры ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, т. е ваших губ, когда вы произносите слоги. Прикройте нижнюю часть лица листом бумаги.)
1. «Магнитофон». Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов.
Та – да – та, дя – да – та; ба – па – ба, пы – бы – пы; са – ца – ца, ца – са – тя. Ча – тя – ша, ща – ча – ца.
2. «Знайка». Предложите внимательно прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, чётко, медленно.
Предложите сравнить слова КОТ и КИТ; ДОМ – ТОМ; БАБКА – ПАПКА. Какими звуками они отличаются?
3. «Внимательные ушки». Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.
ЦВЕТОК, СВЕТ, ТЕМНОТА, ЦИФРЫ, ЩЁТКА, ШЁПОТ, ЦЫПЛЁНОК, ЦАПЛЯ, САБЛЯ, ШАПКА, ТЯПКА.
    Если ваш ребёнок воспроизвёл все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими фонемами различаются слова в игре 2, то у него в полном объёме сформировалось фонематическое восприятие.
    Если же ребёнок даже при повторе не справился с заданиями, то значит, вам необходимы специальные занятия и упражнения на развитие фонематического слуха. Обратитесь за консультацией к логопеду, он подскажет, как и в какой последовательности строить работу, подберёт соответствующий материал для занятий.
    Для преодоления фонетико-фонематических нарушений рекомендуется сначала заучивать, а потом проговаривать чистоговорки, которые помогут преодолеть ребёнку смешение звуков и научиться проговаривать их чётко и правильно.

                                                                             Говорим чисто

    Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.
   Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
   Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные А, У, И; согласные: М, П, Б, К, Г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками Ы, Э, Х, твердыми свистящими С, З , звуком ЛЬ. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, — это звук Ц, группа шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, звуки Л, РЬ, Р.

                                                               Как дышит? Как слышит?
   Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко — и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
   Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак-лак, том — дом.      Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание.

                                      Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков
                                                                            [Ш], [Ж], [Ч’], [Щ’]
Хоботок
— Зубы слегка разомкнуты.
— Губы слегка вытянуты и округлены.
— Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Фокус
— На кончик носа положить ватку.
— Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Блинчик
— Улыбнуться, приоткрыть рот.
— Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
— Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Чашечка
— Улыбнуться.
— Широко открыть рот.
— Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка).
— Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Вкусное варенье
— Улыбнуться.
— Открыть рот.
— Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
Лошадка
— Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу.
— Поцокатъ языком, будто едешь на лошадке.

                                                             Самомассаж кистей и пальцев рук
     Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей в головном мозге совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
     Работу по развитию пальцев и кисти рук у дошкольников следует проводить систематически по 3 — 5 минут ежедневно. Сначала массажные упражнения выполняются медленно, затем количество движений и повторений увеличивается. Ребёнку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6 –летнему – 5-6 позиций. В данных упражнениях используются традиционные для массажа приёмы – разминание, растирание, надавливание.
 «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой руки. Затем наоборот.
 «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
 «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх – вниз. То же для другой руки.
 «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой, разминая её. То же для другой руки.
 «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же для другой руки.

 «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
 «Пунктиры»
Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперёд («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
 «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
 «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
 Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперёд – назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, жёлудь, шестигранный карандаш.
 Растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий.
 Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.